Грандиозный офроуд-фестиваль в китайской пустыне

Терракотовая армия внедорожников на плацу асфальтового оазиса посреди бескрайней пустыни. Фрирайд по песчаным дюнам и жёсткая очная гонка на огромных барханах. Tank 400 c огнедышащим выхлопом в крышке капота, рамный GT-R с немецкими номерами и сотни других диковинных тюнинг-проектов. Всё это — крупнейший внедорожный фестиваль Китая Alxa Heroes, на котором мы побывали по приглашению компании Great Wall. В этой статье около сотни фотографий, поэтому выберите время без спешки, налейте любимый напиток и ныряйте вместе с нами в совсем иную автомобильную культуру. Да и культуру в целом.

Есть ли в Китае офроуд-культура?

Китай — третья в мире страна по биологическому разнообразию, а 42 процента её огромной территории необитаемы. Там есть пустыни, горы, равнины, скалы, моря, тропические леса, реки, снежная целина, высотные перевалы. Словом, всё что угодно, чтобы путешествовать на внедорожниках, бросая вызов за вызовом технике и человеку, ей управляющему. По территории страны также проходит несколько популярных внедорожных маршрутов, по которым путешествуют любители приключений со всего мира. Местные просто не могли долго безучастно смотреть на это.

На фестивале доминирует техника компании Great Wall. Компания, которая 34 года назад начинала с небольшого бизнеса по доработке машин, стала крупнейшим производителем внедорожников в Китае. Сегодня бренд Tank продаётся на 30 мировых рынках, а GWM — вообще в 70 странах. Судя по увиденному в этой поездке, экспансия не ослабнет
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Поэтому вместе со стремительным взлётом автомобильной промышленности Китая произошёл и взрыв внедорожной культуры. Автопроизводители стали выпускать действительно крутые «вездеходы», а появившиеся как грибы после дождя тюнинг-ателье предложили решения для доработки. Водителям это понравилось — судя по масштабу фестиваля, китайцы уже умеют готовить серьёзные экспедиционники и с гордостью демонстрируют на Alxa Heroes свои проекты. Тысячи частников, десятки больших и мелких компаний днём проверяют технику в огромной песочнице, а после заката общаются в лагере и ночуют в холодной пустыне, чтобы на следующий день всё это повторить.

Такой обвес под «Гелик» называется Mars City Edition и стоит чуть больше 7 тысяч долларов. Вариантов стилизации Tank 300 — уже десятки, а цены боди-китов доходят до 20 тысяч долларов за комплект
Дмитрий Ласьков
В области функционального тюнинга производитель номер один — ателье Topfire, которое делает обвесы и детали шасси. А также упражняется в возвышенном слоге. Как вам, например, такое описание набора деталей на сайте: «Некогда сидеть на месте — мы пишем поэмы в самых отдалённых уголках планеты»
Дмитрий Ласьков
Tank 300 — однозначно самый популярный внедорожник на фестивале
Дмитрий Ласьков
Но разнообразие техники огромное — от хайтек-новинок (Fang Cheng Bao Leopard 5 на дальнем плане с зелёными «гибридными» номерами) до американской классики
Дмитрий Ласьков
Той самой классики, которая стала ролевой моделью для многих китайских производителей
Дмитрий Ласьков
Иначе китайские внедорожники до сих пор выглядели бы вот так
Дмитрий Ласьков
Встречается и такое
Дмитрий Ласьков
Да, это GT-R на раме и, судя по звуку двигателя, с каким-то V8
Дмитрий Ласьков
К сожалению, из-за языкового барьера не удалось узнать подробности об этом проекте
Дмитрий Ласьков
Оригинальный Ford Bronco здесь выглядит, будто местный. Но это скорее комплимент, причём и тем, и другим одновременно — к дизайну китайских машин уже давно нет вопросов
Дмитрий Ласьков
УАЗов обнаружено не было, а вот одна Нива нашлась — да ещё и в идеальном нетронутом виде!
Дмитрий Ласьков
Ателье Topfire ковыряет не только Тэнки. Но про тюнинг читайте в отдельной главе ниже
Дмитрий Ласьков

Китайцы жадно познают неведомый для себя ещё в конце прошлого века досуг и впитывают появившиеся недавно возможности. Поэтому делают это иногда чересчур прямолинейно и жёстко. Многие видели завирусившийся ролик, где Tank 300 беспечно штурмует почти отвесную стену и в итоге кувыркается к её подножию — с практически невредимым кузовом. Этот подход характерен для китайцев: сначала сделать, а потом посмотреть, что получится. Даже в рамках этого материала эта национальная особенность будет подсвечена неоднократно.

Китайские джиперы очень любят вешать на свои машины разных кукол. В магазинах тюнинга даже продаются специальные площадки-крепления для этих маскотов. Ещё один обязательный атрибут — флагшток высотой до 5 метров. Наконец, у торговцев можно купить санки для спуска по песчаным склонам
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Что такое Alxa Heroes и где это находится

Каждую осень городок Алашань заполняется внедорожниками и пикапами. Кузова серьёзно и не очень заряженных автомобилей украшены стикерами фестиваля и национальными флагами на пятиметровых флагштоках. Такой автопарк резко контрастирует со старенькими «вагами» и японцами, на которых ездит местное население. Да и водители отличаются: многие разодеты как нечто среднее между Майклом Джексоном, Элвисом Пресли и Канье Уэстом. Гулять по пескам в шубе и с мальтипу на поводке — обычное дело для участников фестиваля.

Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

У китайцев в начале октября целая неделя каникул, посвящённых национальному празднику. Поэтому джиперы стекаются в автономноый район Внутренняя Монголия со всей огромной страны — для некоторых особо отдалённых регионов это несколько дней пути. Но масштабы того, что открывается взору в пустыне Alxa, поражают. На подъезде к площадке проложенное в пустыне шоссе упирается в стелу, прямо как в Гудвуде. Сложно в это поверить, но дальше эта дорога никуда не ведёт — огромную асфальтированную то ли взлётку, то ли парковку (и ведущее к ней шоссе) сделали в пустыне специально для фестиваля.

Фестиваль Alxa Heroes начинался как небольшой внедорожный междусобойчик в пустыне 19 лет назад. Со временем он вырос до события национального, а сейчас и международного масштаба с более чем миллионом посетителей ежегодно
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Что-то подобное можно увидеть разве что в Эмиратах. И китайцы явно хотят быть не хуже: разворачивают в пустыне Alxa целые палаточные города, в которых живут несколько дней. Днём они резвятся на барханах за рулём своих внедорожников, участвуют в соревнованиях, ездят на сафари, делятся опытом, закупаются запчастями и мерчем и заводят знакомства. Вечером в разных концах площадки зажигаются сцены с концертами, в небо летят фейерверки, участники ужинают и выпивают. Но пьют немного и только привезённое с собой — алкоголь на фестивале не продаётся.

Одно из популярных развлечений — фрирайд-покатушки в естественных песчаных чашах
Дмитрий Ласьков
Правил практически никаких: движение регулирует инстинкт самосохранения и принцип упорядоченного хаоса
Дмитрий Ласьков
Опасных моментов довольно много, но водителям как-то удаётся каждый раз избежать столкновения или переворота, вслепую перемахивая со всего ходу через очередной гребень
Дмитрий Ласьков
Haval H9, на котором нас прокатили, хорошо держит удар на приземлении и круто прёт по песку даже в стандартном, не доработанном виде
Дмитрий Ласьков
Хотя автомобиль не очень высокий и кажется, что посадить его на гребень дюны несложно
Дмитрий Ласьков
Но техника вождения «газ в палас» здесь работает эффективно — мощности хватает, а распределение тяги всегда уверенное
Дмитрий Ласьков
У мотоциклистов своё развлечение — они играют в царя горы
Дмитрий Ласьков

Гонка против здравого смысла

Если в галерее выше показано бесцельное бесилово в гигантской песочнице для всех желающих, то другое развлечение — T3 Challenge — подчинено спортивному регламенту. T3 тут означает не класс внедорожных прототипов, как можно было бы подумать, а Team 3 — команды из трёх участников. Экипажи внутри одной команды стартуют бок о бок одновременно (без каркасов!) и мчат на время по состоящему из песчаному автодрому. Результат команды фиксируется по последнему финишировавшему.

Дмитрий Ласьков

Трасса — это серия средних, больших и огромных песчаных дюн-трамплинов на прямиках и связующие их широкие шпильки. Помню, что перед заездом мне всё время жужжали над ухом safety first, safety first — а потом напялили на голову шлем на три размера больше, чем надо и зажгли перед носом зелёный сигнал светофора. Ни тебе ознакомления с трассой, ни настроить автомобиль. Такое вот safety first по-китайски.

Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Впрочем, вскоре я увижу, как парень без шлема «откручивает» ручку газа спортбайка, рядом крутит «пончики» Raptor на стравленных почти до ободьев грязевых шинах, а следующая сцена такая: семья с детьми на квадроцикле, и все снова без шлемов. Китайцы сначала попробуют, а потом уже подумают над результатом, если он будет отличаться от их ожиданий или что-то пойдёт не так. Саморегуляция и естественный отбор — это применимо и к индустрии создания автомобилей. Метод проб и ошибок, быстрого теста гипотез обеспечивает им молниеносный рост, пусть и обходится иногда дорого.

Всегда хотел прыгнуть на автомобиле. Хорошо так, с отрывом всех колёс от земли. Но не думал, что мне доведётся это исполнить на пятиметровом внедорожнике массой 2,8 тонны! Высоту полёта я осознал лишь увидев потом этот кадр
Great Wall Motors

Так я оказался за рулём неизвестно как настроенного автомобиля на неизвестной мне трассе. Хорошего старта не получилось: гирлянда из значков и иероглифов на приборке была мне неподконтрольна, поэтому поехал как есть. Почти трёхтонный гибридный Tank разгонялся вяло, но к первому трамплину ход худо-бедно набрал. Я только успел увидеть, как передо мной свечкой взмыл в воздух «четырёхсотый» коллеги, как сам оказался в щекочущей низ живота невесомости. Приземлившись, подумал: у меня только фары с бампером отстегнулись, или вообще вся «морда» осыпалась? Но «пятисотый» оказался на удивление крепок — визуально и по управляемости ничего не изменилось.

Нам устроили отдельную гонку команд журналистов, но вообще это соревнование для обычных владельцев внедорожников, гонщиков-любителей. Они готовят машины, готовятся сами, а тройке лучших (трём тройкам, получается) организаторы вручают денежные призы
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Дальше левый широкий «бэнкинг» и подъём на огромную гору песка, на середине которой мой «пятисотый» встаёт. Обидно, стыдно и непонятно — почему коллеги легко улетели вперёд, а я не в силах хотя бы ползком пройти трассу? Откат к подножью, натужный штурм — и царь горы вкапывается в её разрытую вершину. Дальше эвакуация и DNF — результат команда не показала. И разобраться в причинах (основная гипотеза — некорректные настройки электроники) возможности нет, потому что никто из персонала просто не говорит по-английски! Это ещё одна удивительная особенность китайцев: работая над глобальными продуктами и ивентами, они не удосуживаются выучить дефолтный международный язык.

Тюнинг

Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Поэтому я даже не смог выяснить характеристики самого сумасшедшего лифт-проекта всего фестиваля! Прикреплённый к Танку на огромных 42-х «Трепадорах» специалист мог объясняться с иностранцами только жестами. Поэтому предлагаю вместе рассмотреть фотографии в галерее выше, на которых можно увидеть портальные редукторы, довольно дикий угол излома передних приводов, амортизаторы с выносными резервуарами (сзади — по два на колесо, с бачком и обычный), мощные кованые рычаги.

Тюнинг-ателье для Танков номер один по популярности — компания Topfire, основанная меньше 10 лет назад
Дмитрий Ласьков
Вот этот проект на их компонентах — мой фаворит. Умеренный лифт, олдскульные колёса, уютная ретро-расцветка кузова и отсутствие экстремальных модификаций сделали из стандартного Т300 ещё более стильный и универсальный автомобиль для приключений
Дмитрий Ласьков
Но без колхоза не обошлось — на крестовинах «очков» фар нанесены духоподъёмные мудрости на английском языке в стиле my life — my rules. А именно: «победа не окончательна, поражение не навсегда» и «я из Topfire, элегантный дьявол»
Дмитрий Ласьков
А вот вариант от довольно старой по китайским меркам тюнинг-фирмы Landace (основана в 2005). С такими же, как на предыдущем слайде, колёсами и лифтом, но с силовым бампером и экспедиционным багажником, а также заводскими фендерами
Дмитрий Ласьков
Ещё один вариант «силовика». Особенно хорош на контрасте с тотальным барби-луком
Дмитрий Ласьков
Другой вариант дамского стайлинга — на более агрессивном шасси, но в менее агрессивном дизайне. Хотя надпись на боковинах «мы все беснующиеся розы» компенсирует недостаток внешней экспрессии
Дмитрий Ласьков
Похожий проект на колёсах аналогичного размера (скорее всего, 33 дюйма), но с максимально лаконичной внешностью и чуть меньшим лифтом
Дмитрий Ласьков
Едва ли создатели этого стайлинг-пакета ориентировались на ГАЗ-53. Но именно такая возникает ассоциация (даже цвет «кабины» совпадает)
Дмитрий Ласьков
Но ещё интереснее ракурс сзади, потому что скромный красный шильдик V6 намекает на 360 сил под капотом — это модификация Tank 330 с мотором от «пятисотого»
Дмитрий Ласьков
Название компании даже не гуглится. Это в очередной раз говорит о том, что Тэнки в Китае сейчас допиливают все кому не лень — от гигантов вроде Topfire (кстати, решётка и расширители арок тут как раз от них) до таких вот никому не известных Теплеров, которые даже непонятно как поучаствовали в этом проекте
Дмитрий Ласьков

Вообще, здесь только на официальной выставке проектов в бренд-зоне Great Wall были показаны 36 автомобилей от 17 ателье. А сколько их передвигалось по территории фестиваля — просто не счесть. У нас в России Tank пока дорабатывает разве что известная компания Arctic Trucks да пара столичных сервисов-энтузиастов. А в Китае это десятки, если не сотни компаний. И масштаб решений отличается радикально — можно найти и экспедиционники, и машины выходного дня для выездов на природу, и трофи-мобили, и пустынные, и грязевые-триальные сборки.

Этот Тank 300 в красной полимерной броне — идеальный внедорожник для блогера
Дмитрий Ласьков
Тут и капот из выпендрёжного «кованого карбона»
Дмитрий Ласьков
И накладки на зеркала из карбона обычного. А также комплект танковых фар (вот тут двусмысленно получилось)
Дмитрий Ласьков
Судя по сопряжению с подножками, внешний каркас накинут чисто для стиля
Дмитрий Ласьков
Зато смотрящие в стороны экшен-камеры прикручены к площадкам, которые выдержат и хайджек
Дмитрий Ласьков
Венчает этот набор канистра в виде баллистической ракеты на силовом багажнике
Дмитрий Ласьков
Одна из наиболее интересных модификаций — замена задних боковых окон на открывающиеся с возможностью доступа к багажнику
Дмитрий Ласьков

Разумеется, помимо Tank 300 встречались и другие интересные основы для тюнинг-проектов, поэтому ниже ещё одна галерея на эту тему. Если иметь достаточно времени и китайского переводчика, то на фестивале можно получить очень много интереснейшей информации. Но даже фотографий достаточно, чтобы понять уровень развития этой индустрии и интерес местной аудитории к этому виду досуга.

Poer в стилистике, которую можно описать как Ram x Stalker
Дмитрий Ласьков
А этот пикап создан для «скоростных работ», выражаясь языком бега — здесь и карбон не бутафорский при деле, и облегченный-выпиленный кузов, и длинноходная прыжковая подвеска Baja Kits
Дмитрий Ласьков
Poer с передней частью от Tank 500 — это не самодеятельность, а заводская люкс-версия Sahar Poer, аналог дорогих модификаций Ford F150 и подобных пикапов. Под капотом новый дизель 2,4 литра и 9-ступенчатый автомат, а внедорожные способности обеспечивают 3 блокировки и хорошая геометрия с 224 мм клиренса
Дмитрий Ласьков
Пятисотые на фестивале тоже встречаются в основательном тюнинге
Дмитрий Ласьков
Но всё значительно реже, чем пикапы GWM и Tank 300
Дмитрий Ласьков
Наконец, «четырёхсотки» — их пока на общем фоне немного, но большая часть также уже разодета в обвесы и лифт-комплекты
Дмитрий Ласьков

Разнообразие производителей компонентов также имеется. Например, азиатские шинники освоили выпуск любой внедорожной резины, вплоть до класса extreme performance (на заднем плане на фото ниже). Поимо китайских марок на многих внедорожниках встречаются шины старых известных брендов: Toyo, Mickey Thompson, Maxxis, BF Goodrich. Это же касается колёс и компонентов подвески. Поэтому нельзя сказать, что местный рынок зациклен только на своей продукции и что Китай как-то изолирован от мира в плане доступности компонентов.

Сингапурская марка Giti известна в России по первичной комплектации моделей Haval и Omoda. Но вообще она даже несколько лет выступает в гонках 24 часа Нюрбургринга в сотрудничестве с заводскими командами BMW и Volkswagen Group, а сейчас также заинтересована в поставке на российский рынок зимних шин
Дмитрий Ласьков
Стенд другой шинной фирмы — ChaoYang Arusin 1. АТшки и MTшки в ассортименте
Дмитрий Ласьков
Местные производители колёс научились производить диски в «правильных» классических дизайнах
Дмитрий Ласьков
Поэтому большая часть проектов построена с применением малоизвестных нам брендов дисков, но обладающих каноничной офроуд-эстетикой
Дмитрий Ласьков
Но мне всё же встретился Haval H9 на обутых в «Гудричи» культовых японских колёсах Rays Volk Racing TE37
Дмитрий Ласьков
В подвесках также встречаются самые разные компоненты: это, например, именитая фирма из США
Дмитрий Ласьков
Но ничто не мешает сочетать американские рычаги с китайскими пружинами
Дмитрий Ласьков
А китайские амортизаторы — с немецкими пружинами
Дмитрий Ласьков
Или использовать решения только местных производителей — ассортимент деталей огромен
Дмитрий Ласьков

Интересно, как дело обстоит с доработкой двигателей, но открытых капотов на выставке не было. А жаль, ведь отдельной группой стояла целая дюжина внедорожников с форсированными моторами. Когда стемнело, они устроили огненное шоу, изрыгая пламя из смотрящих вверх подобно американским грузовикам выхлопных труб, а также выведенных прямо в капот скример-пайпов. Последнее особенно иронично смотрелось на Tank 400: гибрид, который с особым цинизмом напоказ сжигает ископаемое топливо.

Интересно, как работает «холодный впуск» в непосредственной близости от горячего выпуска
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков
Дмитрий Ласьков

Есть одно но

По итогу помещения фестиваля Alxa Heroes меня всё же не оставляла мысль: а может, это всё так же напоказ и искусственно, как пламя из труб в капотах? Вдруг, это просто красивая картинка внедорожного стиля жизни, оверлендинга, как говорят в Штатах? Неужели китайцы могли полюбить и принять этот досуг так быстро — или это как раз и происходит на наших глазах?

Может, все эти красивые машины на самом деле — пока ещё сродни тем, что в той же Америке (где ожидаемо найдётся любой термин на тему внедорожный культуры) называют street queen или mall crawler? Знаете, такие пикапы на высокой, но не особо работающей подвеске и огромных, но «лысых» колёсах? Казаться, а не быть.

Дмитрий Ласьков

Игры китайских внедорожников в гигантской песочнице впечатляют, но сами по себе окончательно не убеждают. Кое-что эти машины действительно могут, но как они будут чувствовать себя морозы, в болотах, на скалах, в лесных колеях, в длительных автономках? Насколько крепки красивые анодированные детали и насколько глубоко продумана инженерия?

Было бы любопытно посмотреть на эту технику и китайских водителей в каких-то понятных для нас условиях. Например, взять заряженный в трофи-стиле Tank 300 и отправить его на ту же Полную Чухлому или Ладогу Трофи. Или по жёстким маршрутам высокогорья на Алтае и в Приэльбрусье. В любом случае, вектор развития рынка таков, что ответы на эти вопросы мы скоро неизбежно узнаем. /m

Top